В прошлой статье мы разобрались с тем как считать маржинальность для маркетплейсов, но как правило, высокая маржинальность товара ошибочно представляется предпринимателям синонимом доходности. В товарном бизнесе, оборачиваемость не менее важна маржинальности и лишь в совокупности они определяют экономику продукта и успех в товарном бизнесе.
Если вы вложили один рубль в продукт, приносящий 20% маржинальности, но оборачивающийся трижды в год, вы получите 60% маржинального дохода на вложенный капитал за год, что меньше, чем другой продукт, приносящий 10%, но оборачивающийся 12 раз в год (120% маржинального дохода в год).
Пример 1
Карточка на Wildberries 70475533. 26 января Сергеем завезено 695 банок исландского моха, к 10 февраля осталось 75 банок, 11 февраля остатки идеально пополнены до 398 банок, распроданы к 24 февраля.
В данном примере, часть цикла оборачиваемости «склад — склад» дважды заняла всего лишь ~ 14 дней. К сожалению этот пример не идеален, потому что до 26 января и после 24 февраля Сергеем был допущен 0-й остаток, а это упущенная прибыль и проблемы с ранжированием карточки.
Пример 2
Карточка 31961410 впервые обнаружена 21.07.2021 Павлом был проведен отличный тест ниши: закуплено 250 фиолетовых менструальных чаш которые за 30 дней были проданы в 0.
После продолжительной паузы, в декабре 2021 Павел закупил 2000 чаш, которые распродавались до июля 2022 года (~ 8 месяцев). То есть в среднем по 250 штук в месяц, что было уже понятно из теста.
И уж тут казалось бы Павел точно должен был сделать вывод об оптимальном количестве остатков. Но в июле 2022 он закупает 3000 чаш, которые распродаёт уже 11-й месяц, а остатков всё ещё 1900, по причинам, рассказ о которых выходит за рамки этой статьи.
Предположим себестоимость чаши 300 рублей, маржинальность 20% (эти цифры я не высчитывал, они лишь иллюстрируют принцип). В данном примере, оптимальная закупка в 2021-2022 годах была 300 штук в первый месяц и по ~ 250 штук в последующие, пока ситуация на рынке не изменилась. То есть вложенные в товар 90 000 рублей, Павел мог бы проворачивать с маржинальным доходом около 16,6% в месяц или 200% годовых.
Но во 2-ю партию Павел вложил 600 000 рублей, соответственно маржинальный доход размылся до 2,5% в месяц или 30% годовых. А 3-я партия, судя по динамике, упала до 0,66% в месяц, что менее выгодно, чем просто положить деньги в банк под проценты.
Нюансы
В примере с чашами, Павел скорее всего руководствовался тем, что при заказе от 2000 штук закупочная цена на чаши будет на ~10% дешевле. Но как было отмечено в начале статьи высокая маржинальность с низкой оборачиваемостью, часто (и в данном случае тоже) проигрывают низкой маржинальности с высокой оборачиваемостью. Оборачиваемость нужно считать обязательно, и не менее тщательно чем маржинальность.
Так же стоит отметить, что оборачиваемость состоит из нескольких очевидных этапов движения капитала, а не только этапа «наш склад — склад WB». Например одни закупают товар на оптовых рынках Москвы день в день, другие ждут поставки из Китая по 2 месяца. Но даже если мы работаем с Китаем, что нам мешает делать заказы с нужной нам периодичностью, хоть каждую неделю, не дожидаясь пока приедет одна поставка и мы распродадим её в 0. Со стороны Wildberries, выплаты поставщикам осуществляются каждый понедельник за прошедшую неделю.
Отсюда можно сделать вывод, что высокая оборачиваемость 1 — 2 месяца, в товарном бизнесе на маркетплейсах, как правило это лишь вопрос правильной организации бизнес процессов. В тех нишах где оборачиваемость хуже, она как правило компенсируется высокой маржинальностью. А в совсем невыгодных нишах просто нет смысла работать, даже если в них высокая маржинальность.
Прокомментировать статью, задать вопросы автору, поделиться своими идеями — вы можете в моём приватном клубе подпольных миллионеров и молчунов в телеграмме по ссылке.