Домой / За жизнь / SEO умерло #1

SEO умерло #1

Приветствую друзья!

Захотелось выговориться. Мои истории-Live с рынка бизнеса и seo, в двух частях.

История 1

Я уже как то раз обмолвился, что на взаимовыгодной основе консультирую seo отдел одной web студии в Нижнем Новгороде. В основном травлю байки и отвлекаю людей от работы, но время от времени помогаю с решением нестандартных задач и корректирую процессы.

В качестве примера нестандартной задачи, могу привести такой случай. Нашим менеджерам удалось увести клиента на seo от конкурентов. У сайта изначально были хорошие позиции, и клиенту разумеется пообещали ещё лучший результат чем был. Но через несколько дней от начала нашего продвижения позиции рухнули. Сеошник скрывал проблему две недели, не понимая что сделал не так.

В итоге подключился я. Оказалось, что конкурент, прежде чем передать доступы нам, сделал на сайте клоакинг. В файлах сайта были запрятаны готовые шаблоны с не уникальным контентом. А в код был внедрен кусок который роботов Яндекса отправлял на шаблоны с копипастом, а всех остальных пользователей на обычный контент.

То есть сеошник открывал продвигаемые страницы и видел, что всё в порядке, а поисковый робот видел копипаст, соответственно алгоритмы уронили позиции копипаста. Вы спросите, почему именно копипаст, а не жесткое порно или вроде того? Я думаю потому, что порно-контент наш сеошник заметил бы при просмотре проиндексированных Яндексом страниц, а копипаст абсолютно соответствовал тематике страниц и не бросался в глаза.

Я часто видел, как в таких случаях перед передачей сайта, разооптимизируют контент, снимают ссылки и т.п. Но обратный клоакинг (обычно наоборот, роботам подсовывают хороший контент, а пользователям гадость) на коммерческом сайте даже в моей практике был впервые. Тем не менее, за 30 минут я обнаружил проблему и устранил её, в течение недели все позиции вернулись. А через несколько недель, от этого конкурента мы увели ещё одного клиента, и на его сайте была та же мина, но я её разминировал в первый же день и позиции даже просесть не успели.

Вот такой грязный бизнес клиентское seo.

История 2

На самом деле я рассказал первую историю просто, что бы вы понимали как я на днях оказался в офисе сеошной компании, что я там делал и почему меня слушают. В общем пришёл я в офис, попил кофе, слово за слово, один из seo-специалистов, заявляет что seo умерло, что сейчас трафик только с директа. К слову, этот специалист за несколько дней до этого подал заявление по собственному желанию и отрабатывает последние 2 недели.

Конечно же у меня пригорело, и я разразился монологом о том что даже электрики на заводе вынуждены обучаться, повышать квалификацию, получать допуски, что бы зарабатывать свои копейки. Что сеошник должен всё время учиться, анализировать, адаптироваться. В очередной раз привел примеры успешных проектов. В очередной раз рассказал как нужно продвигать коммерческие сайты.

Пришёл домой, а тут Арбайтен в своём блоге «денег у клиентов нет, бизнес чахнет», директ забрал весь трафик, seo умерло. Вы сговорились что ли, ну ладно сеошник в офисе с опытом 1 год. Ладно псевдо сеошники со своими даром не нужными в интернете статейниками. Ладно горе веб-мастера, которые не знают основ PHP. Ладно инстаграмщики, smm-щики, ютуб-блогеры, которым выгодно принижать seo, что бы рекламные бюджеты несли к ним.

Но ты Арбайтен, который видел эволюцию Яндекса, как можешь пороть такую чушь?

Давайте расскажу, что помню я. Напомню, что я реально больше 10 лет в коммерческом seo.

Один из первых seo-курсов, что я посмотрел устроившись 10 лет назад, в ~ 2009 году, на работу сеошником в офис за ЗП 6 000 рублей (за аренду убитой однушку на окраине я платил 7 500 в месяц), был от Константина Каширина 2008 года. Он лежал в те времена на рутрекере. Константин, основал seo студию ещё в 2001 году. Короче он был в seo экспертом и авторитетом, а я нулём, который не умел цвет ссылок в CSS поменять, вот биографию его нагуглил http://www.allseo.ru/konstantin-kashirin

Так вот в том курсе, одна из его историй была примерно следующего содержания: его конкуренты купили на продвигаемую по ключу «ноутбуки» страницу ссылку с главной страницы авторитетного новостного сайта, вроде «московский комсомолец» и тот сайт встал из жопы выдачи на первое место. Так вот Константин назвал этот день самым черным в своей карьере, потому что при таком раскладе seo не имело значения, первую позицию получал тот кто купил самые жирные ссылки, то есть тот кто ввалил бабло, а не профессионализм.

Я то был молодой, и меня на тот момент это не волновало. Но задумайтесь, а не та же самая ли это история, только «ссылки» поменялись на «директ». Разве seo умерло 10 лет назад?

Отмотаем на 5 лет вперед, примерно 2014 год. Я уже был опытным сеошником, начальником отдела в другой seo компании. И вот Яндекс начал травить. За короткий срок. Внедрял Яндекс Острова. Внедрял расширенный снипет (что бы по кнопке «развернуть» показывался весь контент страницы, без необходимости перейти на сайт). И первое и второе начинание загнулось. Но вот третье, Яндекс порезал ключи в Wotdstat, меня добило.

До этого в Wotdstat’е можно было посмотреть статистику по всем ключам, а тогда они порезали списки до частности то ли ~10 то ли ~50 (позже тоже откатили или нашли золотую середину). То есть львиную долю ключей спрятали. Я психанул и купил базу Пастухова, за свои собственные деньги, потому что боялся что доступ к ключам вообще обрежут и мы станем как слепые котята.

Эти и другие события в индустрии в ~2014 году долбали и долбали мою психику. И я начал говорить, что seo умерло. Я начал учиться профессионально настраивать Яндекс Директ. В тот раз я остался работать, и работал ещё несколько лет, пока не занялся собственным бизнесом.

Прошло ещё 5 лет, и сегодня мне вообще по барабану на придумки Яндекса, я видел их десятки. Видел сотни подкруток алгоритмов. Из года в год вижу истерики сеошников на ровном месте. Но ничего кардинально не меняется. Это обычные циклы.

Это дисперсия если хотите. Среднеквадратичное отклонение от математического ожидания. Если вы делаете свою работу хорошо, если вы стараетесь и развиваетесь, то возможно на короткой дистанции вы выиграете, а возможно проиграете, но на длинной дистанции вы точно будете в плюсе!

Если же вы не развиваетесь, не стараетесь, плохо работаете, то нечего на зеркало рунета пенять. Возможно вам удавалось иногда выйграть/заработать в seo, но на длинной дистанции вы опуститесь на дно.

Вторая часть тут.

Mr. Burns

Дорогой читатель, этот блог я веду в поисках единомышленников и деловых партнеров. Вы всегда можете обратиться ко мне со своими вопросами и предложениями в комментариях, по почте admin@mrburns.ru и другим контактам.


Подробнее обо мне.

Проверьте также

Идея бизнеса без вложений #2 или почему наши фрилансеры сосут лапу

2 недели назад я выкладывал пост с кратким обзором зарубежного форума BHW и парой серых …

7 комментариев

  1. ну круто придумали кстати предыдущие сео))) надо отдать им должное

  2. ты путаешь мягкое с теплым
    основная проблема SEO не в том, что рынок взрослеет, а в том, что ПС лютуют
    ну и в целом меняется формат поиска и потребления контента
    зеро клик, голосовой поиск и прочая порнография
    я сам в SEO давно, и агентства и всю эту кухню изнутри знаю
    начал интересоваться этим еще в 2007 году
    в золотые времена SEO было дешевым и легко масштабируемым каналом и в этом было его основное преимущество
    что нужно было чтобы выйти в топ? да почти ничего. прописал мета, написал простыню тексты и потом покупаешь ссылки
    и постепенно SEO превратилось в войну бюджетов, в топе был тот, кто потратил больше денег на ссылки
    а агентства рубили капусту на этом. вешали на одного менеджера 100+ проектов. тот же кокос, демис и т.п.
    при этом на сам проект тратили 2 копейки. нормальным было заложить маржу в 300-500%
    ну а потом… игроков стало больше, клиенты стали опытнее, ссылки постепенно отключили, все начали говорить про ПФ, UI/UX, потом появились расширенные сниппеты и т.п.
    факторов ранжирования стало очень много, появился его величество рандом и масштабировать уже очень сложно. себестоимость проектов в агентствах сильно выросла, поэтому они вынуждены были заняться и контекстной рекламой и smm и т.п.
    а что теперь? ПС отжали уже почти все, что возможно. посмотри выдачу по конкурентым коммерческим запросам в МСК/СПБ
    4 блока рекламы + вставки Я.Маркет, Я.Карты, Гугл карты и т.п. + агрегаторы
    и что в итоге? на первое место фиг вылезешь, а если и вылезешь, то трафика почти и нет потому что окажешься на 2-3 экране где тебя никто не заметит
    SEO сейчас это всего лишь один из многих каналов и часто он далеко не самый выгодный
    и пожалуй самый непредсказуемый
    во многих тематиках SEO сейчас менее выгодно чем тот же контекст
    ну а так SEO конечно не исчезло, пока есть ПС и пока люди будут искать нужна будет и оптимизация, но заниматься этим все менее выгодно. пока не поздно нужно менять специализацию
    ох, большая и болезненная тема, могу долго писать…

    • Ну а в чём противоречие. Да было проще и выгоднее продвигать — не спорю. Да, теперь не достаточно прописать метатеги и вписать ключи в портянку бредо-текста. Да нужно подключать другие каналы. Но сейчас продвинуться во многих нишах по прежнему относительно не сложно если делать клиентоориентированный бизнес. И попрежнему можно получать поискового трафика не меньше чем с директа (сужу по своим проектам). Проблема в том, что с одной стороны бизнесменов которых заботит клиент очень мало, с другой сеошники птушники отказывающиеся учиться.

      Я вообще планировал написать сначала статью на тему «Поведенческие факторы против текстовых в коммерческом seo». Но не смог найти пример правильно продвигаемого сайта в выдаче! Перебрал штук 10 ниш: керамзит, брус, шпалы, ЖБИ и т.д. Во всех них динозавры с портянками текста. В любой из этих ниш можно за 1-2 года выйти на 1-е место в региональной выдаче.

      Стало лучше, стало интереснее, теперь сеошнику можно быть не мартышкой фильтрующей целыми днями ссылки на sape, а каждый день в рабочее время прокачивать в себе навыки предпринимателя.

      • противоречие в том что ты основную проблему видишь во взрослении рынка, забывая при этом про отношение ПС к SEO.

        плохие специалисты со временем уйдут, неэффективный бизнес закроется и это не проблема. это нормально, даже хорошо, можно ведь конкурировать и давать лучший продукт.

        но сейчас практически невозможно выйти в топ по жирным конкурентам ключам, а даже если и выйдешь, то трафика не получишь и это на мой взгляд основная проблема. и дальше будет только хуже.

        не знаю как в регионах, может там еще и есть трафик в поиске, но то что я вижу в СПБ и МСК заставляет плакать. и ты хоть весь сайт вылижи и сделай его супер удобным — трафика из поиска все равно не получишь.

      • Я не верю, что нельзя продвинуться. В любой нише в любом регионе можно сделать бизнес лучше с точки зрения клиента чем у существующих конкурентов. Сделать для этого бизнеса правильный сайт с правильной подачей информации и правильной технической оптимизацией и он со временем займет первую позицию.

        И я не согласен, что у топовых сайтов в поиске нет органического трафика. Есть и возможно как раз сейчас установлен разумный баланс трафика из источников. А может быть есть перекос, но система естественным образом рано или поздно скорректируется.

        По поводу второго экрана. Могу привести в пример свою жену, она никакого отношения не имеет к IT индустрии, но тем не менее понимает разницу между рекламными ссылками и органической выдачей, по той простой причине что на личном опыте много раз замечала, что в рекламе плохие сайты с невыгодными ценами, а чуть ниже нормальные сайты. Кроме того, она как правило не ограничивается просмотром одного сайта, а бегло просматривает несколько сайтов и даже пролистывает несколько страниц поиска если ищет качественную услугу. Например на днях она искала кухонный гарнитур и просидела часа два за компьютером, просмотрев штук 30 сайтов. Рекламы стало больше, но и пользователи стали умнее. Не может реклама забрать весь трафик, система просто развалится, а это никому не выгодно.

  3. Раз статейники всё, то с чего начинать новичку кроме фриланса?

  4. >Я не верю, что нельзя продвинуться. В любой нише в любом регионе можно сделать бизнес лучше
    бизнес можно сделать лучше и сайт можно сделать правильный, но это не значит что тебе отсыпят трафика. ПС лучше перельют трафик на свои ресурсы (карты, маркет) и на топовые сайты (агрегаторы, федеральные сети и т.п.)

    >И я не согласен, что у топовых сайтов в поиске нет органического трафика.
    у топовых как раз таки с трафиком все нормально, а вот малому бизнесу, особенно новичкам в поиске ловить нечего.

    >По поводу второго экрана. Могу привести в пример свою жену
    ну ты ведь понимаешь что выборка очень маленькая. можно с таким же успехом получить и противоположный пример. я верю только статистике и вижу как порезало трафик из поиска за последние 5 лет.

    >Рекламы стало больше, но и пользователи стали умнее. Не может реклама забрать весь трафик
    весь не может, но бооольшую часть запросто. 60% на контекст, 20% на собственные ресурсы ну и остававшиеся % на органику, это реальность которую я сейчас вижу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *